Версия для слабовидящих

Мифы и правда о «ведре» пожарного вертолета

Мифы и правда о «ведре» пожарного вертолета

Кажется удивительным, но пилотов Московского авиацентра не раз укоряли в том, что, забирая воду в специальное устройство, проще говоря, «корзину» или «ведро» для ликвидации пожара, они вылавливают рыбу и даже тушат ей огонь. В соцсетях даже публиковали фото с пресноводным животным, которое, якобы выпрыгнуло из «корзины», когда вертолет набирал высоту.

Чтобы окончательно разобраться в правдивости фактов о том, что пилоты авиацентра столицы забирают воду в специальное устройство для тушения пожаров вместе с пресноводными животными, а также что эти животные выпрыгивают из «корзины», когда вертолет набирает высоту, пообщались с командиром первой пожарной эскадрильи летного отряда Московского авиационного центра Михаилом Андреевым.

– Михаил, не так давно экипажи Московского авиацентра вылетали на пожар в центре города, для тушения которого забирали воду из Москвы-реки на Космодамианской набережной. После этого в соцсетях появились комментарии, что, мол, вертолет вместе с водой сбросил на пожар огромную рыбу. Подобное было и в 2016 году, когда на одном из столичных ТВ-каналов пожаловались, что пилоты тушили пожар форелью. Расскажите, это правда?

– Конечно, нет! (смеется) Для ликвидации пожаров с привлечением вертолетов чаще всего используется специальное водосливное устройство. В зависимости от типа вертолета, оно рассчитано или на 5, или на 15 тонн воды. Водосливное устройство имеет форму корзины, изготовлено из сверхпрочной синтетической ткани и крепится к воздушному судну с помощью внешней подвески длиной около 30 метров.

Во время забора воды водосливное устройство опускается на глубину 1,5 – 3 метра и за 10 секунд полностью заполняется жидкостью, после чего экипаж летит к месту пожара. При этом вода проникает в устройство через верхний обод, который лишь слегка касается поверхности водоема. По всему радиусу водосливного устройства расположено большое количество строп, которые не пропускают посторонние предметы. Поэтому и сама конструкция водосливного устройства, и сильный воздушный поток, идущий от вертолета, и максимально кроткое время работ не позволяют попасть в него ни рыбе, ни другой живности, обитающей в водоеме. Да и вообще, там такой грохот стоит, что через летные наушники с трудом терпишь, не говоря уже о рыбе, которая «бежит» от малейшего шума. Так что если вам скажут, что пилоты «тушат» пожары рыбой, знайте — это всего лишь чьи-то фантазии!

 

– Отлично! Популярный среди москвичей миф наконец-то развенчан! Но ведь кроме водосливного устройства вы используете еще другую систему. Там забор воды происходит с помощью шланга. Может в него «засосать» мелкую рыбешку?

– Действительно, у нас есть такая технология – система горизонтального и вертикального пожаротушения. Это уникальное приспособление, которое применяется для борьбы с огнем в плотной городской застройке, в высотных зданиях. Принцип действия системы таков. Под фюзеляжем одного из вертолетов Ка-32А11ВС установлен бак емкостью более 3000 литров, который наполняется водой на максимально низких высотах с помощью специального насоса, как вы говорите — «шланга», буквально за одну минуту! Здесь попадание каких-либо посторонних предметов исключено. В отверстии насоса есть специальная защитная сетка, через которую может просочиться только вода.

Слив на очаг пожара происходит или вертикально — из бака, или горизонтально — из специального водяного ствола, который установлен на носу вертолета. С помощью этой технологии пожаротушения экипаж может создавать прицельную струю жидкости дальностью до 40 метров.

– А как вы тушите пожары в минусовые температуры? Например, некоторые горожане считают, что из водосливного устройства зимой вылетает лед, так как вода на высоте быстро замерзает.

— Очередной миф! (смеется)…. В зимнее время года мы используем водосливное устройство на внешней подвеске, так как система вертикального и горизонтального пожаротушения работает исключительно в плюсовые температуры. Но тушим пожары так же, как и летом, водой, а не льдом! Подлетное время экипажей настолько короткое – не более 10 минут – что даже при самых низких минусовых температурах в столице вода никак не успевает замерзнуть. Проведите эксперимент – налейте в стакан воду и поставьте зимой за окно. Как быстро она превратится в лед? И это при малом объеме! Водосливное устройство вмещает гораздо больше воды (улыбается).

Интересный факт: Диаметр водосливного устройства вертолета Ка-32А (на 5 тонн воды) около 2 метров, высота чуть больше 3 метров. Стандартная ванная длиной 1,5 метра, заполненная до краев — вмещает примерно 150 литров воды. Получается, что в одном устройстве на 5 тонн воды помещается 33 ванны. А на 15 тонн, которое устанавливается на вертолет Ми-26Т все 100!

– Спасибо, Михаил. И тогда последний вопрос — где вы берете воду зимой, ведь многие водоемы покрываются льдом?

– Да, действительно, небольшие городские водоемы покрываются льдом. Тонкую корочку водосливное устройство может легко пробить за счет собственного веса. Плюс на территории столицы всегда есть озера, которые не замерзают до минус 15. Зачастую не образовывается прочный лед и на Москве-реке. Когда же столбик термометра опускается еще ниже, экипажам, конечно, приходится потрудиться. Был, например, такой случай, когда пилоты забирали воду из полыньи, подготовленной к крещенским купаниям. Правда, пожар тогда тушили за городом.

В пределах же мегаполиса пилотам помогают работники Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах, которые в случае максимально низких температур подготавливают для экипажей специальные майны. В 2021 году экипажи авиацентра освоили сложнейшую технику забора воды из проруби размером 10 на 10 метров и с тех пор могут тушить пожары в любом округе столицы, даже при замерзших водоемах!

Для подбора места забора воды у командира воздушного судна всегда есть специальная карта, где указаны все водоемы, которые могут быть для этого использованы. Карта постоянно обновляется, поэтому экипаж владеет актуальной информацией.

– Спасибо, Михаил, за увлекательное интервью. Теперь, надеюсь, все мифы про «ведро» пожарного вертолета развенчаны, и москвичи перестанут волноваться и за живущую в столичных водоемах рыбеху, и за то, что зимой из вертолета им на голову может свалиться лед.

Напоследок еще один секрет – для бесперебойной работы водосливного устройства пожарного вертолета зимой используется специальный обогрев замка, который не позволяет ему замерзнуть и обеспечивает легкое открытие и закрытие сливного отверстия.

 

Позвонить